Автобусы Богдан

Finebus.ru предлагает Вам автобусы Богдан - автобусы Isuzu-Богдан в городском и пригородном исполнении. Автобус в наличи и под заказ. Гарантия на автобусы 1 год или 100 000 км в зависимости от того что наступит раньше. 

Автобусы Богдан (Автобусы Isuzu-Богдан)

Малый городской автобус Богдан предназначен для перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Автобус создан с использованием машинокомплекта автомобиля "ISUZU" Япония

Идентификационный код автобуса наносится ударным способом и размещен в двух местах: на поперечной балке под крышкой люка в передней части салона и на нижней трубе правого багажного отсека. Высота знаков – 10 мм.

Номер двигателя наносится ударным способом и размещен с правой стороны блока ци-линдров. Высота знаков – 5 мм. Номер двигателя состоит из 6 цифр.

Требования безопасности и предосторожностиавтобуса БОГДАН

В процессе эксплуатации и технического обслуживания автобуса необходимо придерживаться правил безопасности автобусов Богдан.

  • Рабочие жидкости, которые используются в системах охлаждения, привода сцепления, гидроусилителя руля являются ядовитыми. При проведении работ с ними принимайте меры безопасности, которые исключают возможность их попадания в рот, глаза, пищу.
  • При доливании охлаждающей жидкости при горячем двигателе остерегайтесь ожогов парами.
  • При пуске двигателя в закрытом помещении убедитесь, что оно хорошо проветривается, чтобы избежать отравления отработанными газами.
  • Категорически запрещается эксплуатация автобуса с неисправным гидроусилителем механизма руля.
  • Необходимо помнить, что в случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы тормозной путь автобуса значительно увеличивается.
  • Техническое обслуживание и ремонт выполняйте при выключенном двигателе и отключенной аккумуляторной батарее.
  • Поднимать автобус гидравлическим домкратом можно только при выполнении работ связанных с заменой колес, обслуживанием тормозных механизмов и других работ, которые выполняются снаружи автобуса. При этом автобус необходимо установить, по возможности, на ровном участке дороги, подложив под колеса противооткатные упоры и включить стояночный тормоз.
  • Запрещается выполнять любые работы под автобусом, который поднят домкратом.
    С целью предупреждения травмы придерживайтесь правил демонтажа и монтажа шин.
  • При заправке аккумуляторной батареи электролитом остерегайтесь попадания его на кожу, потому что это может привести к ожогам.
  • Необходимо помнить, что замасливание двигателя, подтекание топлива, смазки могут стать причиной возникновения пожара.
  • Сохраняйте огнетушители в исправном состоянии.

Не забывайте выполнять следующие правила:

-перед пуском двигателя включите стояночный тормоз и проверьте положение рычага коробки переключения передач, выставив его в нейтральное положение;
-после пуска холодного двигателя необходимо избегать его работы с большой частотой вращения коленчатого вала;
-запрещается начинать движение автобуса с непрогретым двигателем;
-недопустимо подогревать двигатель с помощью открытого пламени, а также использо-вать открытый огонь для устранения неполадок механизмов;
-при использовании для пуска двигателя постороннего внешнего источника напряжения необходимо подсоединять его к специальным клеммам (параллельно аккумулятору);
-не выключайте до полной остановки автобуса двигатель, а также при движении на спусках, потому что при неработающем двигателе перестает работать гидроусилитель управления рулем и компрессор;
-при загорании контрольных ламп перегрева охлаждающей жидкости, давления масла, воздуха, остановите автобус и устраните причину;
-не используйте предохранители, которые не отвечают допустимой силе тока для даной цепи;
-не отсоединяйте аккумуляторную батарею при работающем двигателе, а также не изменяйте полярность при подключении аккумуляторной батареи. При подзарядке аккумуляторной батареи от внешнего источника, ее необходимо отсоединить от сети автобуса;
-избегайте прямого попадания струи воды на генератор;
-при выполнении электросварочных работ снимайте клемму с аккумулятора и отсоеди-няйте разъемы от электронных блоков;
-в случае отказа рабочей тормозной системы необходимо использовать запасную (стояночную) тормозную систему и моторный тормоз;
-при вынужденных остановках на проезжей части дороги, вызванных неполадками, включайте аварийную сигнализацию;
-при аварийных ситуациях включайте аварийную сигнализацию;
-строго запрещается смешивать масла разных марок. При замене масла одной марки другой необходимо промыть двигатель (агрегат);
-на стоянках, отстоях, а также в случае, когда водитель оставляет автобус без присмотра, выключайте "массу" аккумуляторных батарей;
-при длительной стоянке автобус должен быть заторможен стояночным тормозом;
-в теплый период года перекройте кран подачи на радиаторные отопители салона.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ автобуса Богдан

Категория М3
Класс I для городского автобуса А09204;
Класс II для пригородского автобуса А09214;
Экологичесский класс - 3;
Производитель - АО "Черкасский автобус" Украина;
Колесная формула 4х2;
Ведущие колеса - задние
Расположение двигателя - переднее, продольное;

ДВИГАТЕЛЬ автобуса Богдан

Модель - 4HE1-XS (Япония)
Тип - Дизель, с турбо-наддувом
Количество цилиндров - 4
Рабочий объём, л - 4,751
Номинальная мощность, кВт (л.с.), не менее / при частоте вращения коленчатого вала, об/мин. - 107 (145) / 2300
Максимальный вращающий момент, Нм (кгсм), не менее / при частоте вращения коленчатого вала, об/мин. - 471 (48) / 2000

КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ автобуса Богдан

Модель - MZZ 6U
Количество ступеней - 6
Передаточные числа:
первая передача - 6,369
вторая передача - 3,767
третья передача - 2,234
четвертая передача - 1,442
пятая передача - 1,0
шестая передача - 0,782
задний ход - 6,369

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА автобус Богдан

Карданний вал - два, открытого типа, з промежуточной опорой на раме

ПЕРЕДНИЙ МОСТ

Передний мост - кованая балка

ЗАДНИЙ ВЕДУЩИЙ МОСТ

Задний мост - одноступенчатый, гипоидный
Передаточное число - 4,1

ПОДВЕСКА КОЛЕС

Передняя - зависимая, рессорная со стабилизато-ром поперечной устойчивости и с телескопическими амортизаторами двустороннего действия.
Задняя - зависимая, пневморессорная, оснащенная телескопическими амортизаторами двустороннего действия с ограничением хода отдачи.

КОЛЕСА

Колеса, тип - стальные, сварные, диск штампованный, з неразборным ободом.
Запасное колесо - размещено в заднем левом багажном отсеке автобуса

ШИНЫ

Шины - пневматические, радиальные
Давление в шинах, кгс/см2 - 6,9 +0,1

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ автобуса Богдан

Механизм руля - с гидроусилителем
Рулевая колонка - регулируется по наклону и высоте

ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ автобуса Богдан

Рабочая тормозная система - двухконтурная, с гидравлическим приводом
Наличие антиблокирующей системы категории 1 - Есть
Усилитель - Гидравлический

Запасная тормозная система - один из контуров рабочей тормозной системы
Стояночная тормозная система - механическая, трансмиссионная
Вспомагательная тормозная система - на выпускном тракте двигателя
Привод тормозных механизмов - гидравлический, двухконтурный с сигнализатором пониженного уровня тормозной жидкости в бачке главного цилиндра и регулятором давления в заднем контуре

Тип тормозных механизмов: Передние – дисковые
задние - барабанные

ТЯГОВО-СКОРОСТНЫЕ СВОЙСТВА автобус Богдан

Максимальная скорость движения на высшей передаче при полной конструктивной массе, км/ч, не менее: Максимальная скорость - 105
Время разгона автобуса при полной конструктивной массе до скорости 60 км/ч, сек. не более - 35
Подъем, преодолеваемый на включенной нижней передаче при движении с постоянной скоростью по сухой асфальтированной дороге, %, не менее - 20

ПОКАЗАТЕЛИ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ автобуса Богдан

Контрольный расход топлива для автобуса с полной конструктивной массой при движении с постоянной скоростью 60 км/ч, л/100 км, не более - 16
Контрольный расход топлива с полной конструктивной массой в городском цикле, л/100 км, не более - 24
Запас хода по контрольному расходу топлива с постоянной скоростью 60 км/ч, км, не менее - 625

ПАРАМЕТРЫ МАНЕВРЕННОСТИ автобусов Богдан

Внешний габаритный радиус поворота автобуса по точке переднего бампера, наиболее удаленной от центра поворота, м, не более - 8,0
Ширина коридора, который занимает автобус при повороте, с внешним габаритным радиусом 8м, м, не более - 4,0

КУЗОВ автобуса Богдан

Кузов автобуса - моноблочный, по силовой схеме - несущий
Каркас кузова автобуса - сваренный со стальных, прямоугольных, тонкостенных труб и штампованных профилей
Внешняя облицовка - стеклопластик, рулонная сталь, оцинкованная сталь
Внутренняя обивка - твердая древесноволокнистая облицовочная плита s = 3,2 мм или пластик типа ДБСП-АМОЗ
Термошумоизоляция - между облицовкой и обивкой - маты из синтетических волокон (файрест) s = 40 мм
Пол - фанера водостойкая, s = 16 мм. Мягкий настил пола - автолин
Буфера (передний и задний) - стеклопластиковые
Двери пассажирские - одностворчатые, обкатывающего типа с пневмоприводом, расположенные: одни в базе, вторые – в заднем свесе
Окна боковые - закаленные, полированные s = 5 мм, в резиновом профиле
Окно ветровое - панорамное, трехслойное, крепится с помощью специального резинового профиля
Сидения пассажирские - полумягкие
Люк крыши - два, размером 600*800 мм

СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ

Система вентиляции - приточно-вытяжная через форточ-ки боковых окон и люки крыши

СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ автобуса Богдан

Система отопления - Автономный подогреватель «WEBASTO» и радиаторные отопители салона

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ автобуса Богдан

Система электрооборудования однопроводная, постоянного тока, неэкранированная
Номинальное напряжение, В - 24
Аккумуляторная батарея - 6 СТ-90А (2 шт)

КУЗОВ АВТОБУСА автобуса Богдан

КАРКАС КУЗОВА автобуса Богдан

Каркас кузова цельнонесущий, ферменной конструкции выполнен из стальних труб замкнутого прямоугольного сечения (140х60х3; 60х40х3; 40х40х2; 40х28х1,5; 28х25х1,5 мм), соединенных между собой с помощью электродуговой сварки. Благодаря монолитному сварно-му кузову гарантируется высокая прочность и жесткость, что обеспечивает его долговечность при восприятии действующих на него нагрузок при движении автобуса. Каркас кузова состоит из каркаса основы , каркасов левой и правой боковин, каркаса крыши, каркасов передка и задка.

КАРКАС ОСНОВЫ

Основной элемент конструкции каркаса основы – это два параллельных лонжерона, выполненные из труб 140х60х3 мм , соединенных между собой с помощью поперечин сваркой. Верхняя плоскость лонжеронов каркаса основы находится на 140 мм ниже плоскости лонжеронов передней части, что дает возможность уменьшить высоту пола и центр массы автобуса. К лонжеронам каркаса основы приварены с обеих сторон по 7 поперечин, которые служат для присоединения каркасов боковин, передка и задка. В районе задних арок с обеих сторон лонжеронов крепятся опоры пневмобаллонов, кронштейны амортизаторов, рессор, а также скобы для крепления проводов электропроводки и прочее. К задней поперечине основы приварено буксирное устройство.

КАРКАСЫ БОКОВИН автобуса Богдан

Каркасы боковин состоят из вертикальных элементов – стоек, которые соединяются меж-ду собой с помощью продольных элементов. Продольные элементы образуют надоконный и подоконный брусы, а также узлы нижнего пояса. Каркасы боковин с помощью электросварки соединяются с поперечинами основы и каркасом крыши. Элементы каркасов боковин, в том числе и дверные стойки, выполнены из труб 40х40х2 и 40х28х1,5 мм.

КАРКАС КРЫШИ

Каркас крыши у автобуса Богдан состоит из пяти продольных элементов (стрингеров) и девяти поперечин (шпангоутов). Поперечины цельные и выполнены из труб 40х40х2 мм и 40х28х1,5 мм. Продольные элементы приварены к поперечинам и выполнены из труб 40х28х1,5 мм. Попереч-ные элементы крыши размещены таким образом, что находятся в одной плоскости со стойками боковин и поперечинами основы и вместе образуют замкнутый пояс, который обеспечивает жесткость каркаса кузова в целом.

КАРКАС ЗАДКА

Каркас задка автобуса Богдан состоит из трех дуг, которые стыкуются с вертикальными стенками боковин таким образом, что находятся на продолжении продольных элементов боковин. Верхняя и средняя дуга формируют проем заднего панорамного окна. На верхней дуге находятся три элемента, которые соединяют каркас задка с каркасом крыши.
С правой стороны каркаса кузова к поперечинам основы в зоне проемов передней и задней пассажирских дверей приварены каркасы передней и задней подножек.
В целом, каркас кузова выполнен из стальных профилей замкнутого прямоугольного сечения, обеспечивает необходимую прочность и жесткость кузова при минимизации весовых параметров и затрат на подготовку производства с сохранением высокого уровня техно-логичности.
Все соединения трубчатых деталей каркаса основы, боковин, крыши, каркасов передка и задка выполнены электродуговой сваркой с катетом шва 2-3 мм.

ВНЕШНЯЯ ОБЛИЦОВКА

Основное назначение внешней облицовки кузова – это обеспечение безопасности перевозок пассажиров и создание общей архитектуры и дизайна экстерьера автобуса. Кроме того, внешняя облицовка частично воспринимает усилия от нагрузки несущей системы автобуса. Внешняя облицовка выполнена следующим образом:
средняя часть боковин – рулонная оцинкованная сталь толщиной 0,9-1,0 мм;
крыша, нижняя часть боковин – сталь оцинкованная толщиной 1,0 мм для обеспечения повышенной антикоррозионной стойкости кузова;
передняя и задняя части – стеклопластик.
Рулонная сталь, предварительно натянутая, крепится с помощью точечной сварки по крайним шпангоутам боковин, по подоконному брусу и брусу на уровне стыка с нижними частями боковин. Перед сваркой поверхности труб каркаса кузова, на которые накладывается рулонная сталь, покрываются токопроводящей грунтовкой, а после сварки внутренняя поверхность рулонной стали вместе с трубами каркаса кузова грунтуются и покрываются антикор-розионной мастикой БПМ-1. Стеклопластиковые панели передка и задка выполнены из стеклопластика толщиной 3 мм и приклеены к каркасу клеем SIKAFLEX-252. Толщина клеевого слоя – 2-4 мм обеспечивается специальной технологией.
Автобус имеет передний и задний бампер, которые защищают кузов при незначительных наездах на препятствие. Бамперы цельные, выполнены из стеклопластика, имеют способность воспринимать ударные деформации.

ПОЛ

Пол автобуса Богдан выполнен с водостойкой фанеры толщиной 16 мм, что обеспечивает высокие вибро-шумопоглощающие и теплоизоляционные свойства салона. Крепление пола к каркасу с помощью клея SIKAFLEX-221 и винтов. Толщина клеевого слоя 2-3 мм. На пол настелен автолин из поливинилхлорида толщиной 2,5 мм.

КРЫШКА МОТОРНОГО ОТСЕКА

Крышка моторного отсека, расположенная в передней части кузова, отделяет силовой агрегат от салона. Конструкция крышки мотоотсека обеспечивает термошумоизоляцию, благодаря обшивке его изнутри спецматериалами.

ВНУТРЕННЯЯ ОБИВКА И ТЕРМОШУМОИЗОЛЯЦИЯ САЛОНА

Обивка боковин выполнена из твердых древесно-волокнистых облицовочных плит толщиной 3,2 мм или пластика типа ДБСП-АМОЗ. Материалы обивки отвечают требованиям пожарной безопасности, легко моются. Крепление панелей обивки (и их стыковка) выполнено с помощью специальных алюминиевых профилей. С целью надлежащей теплошумоизоляции кузова пространство между панелями внешней и внутренней облицовки заполнено термошу-моизоляционным материалом.

ОСТЕКЛЕНИЕ

С целью обеспечения комфортной перевозки пассажиров автобус имеет достаточно большую площадь остекления. Боковые окна выполнены из закаленного или трехслойного безопасного стекла. Крепление к боковинам с помощью резинового профиля. Для обеспечения естественной вентиляции салона боковые окна имеют раздвижные форточки.
Переднее ветровое окно – панорамное, антирефлексное, что существенно облегчает работу водителей за счет невозможности их ослепления, выполнено из трехслойного стекла (типа "ТРИПЛЕКС") толщиной 6,0 мм. Крепление лобового стекла в проеме выполнено с помощью специального полуохватывающего резинового профиля.
Заднее стекло панорамное, с закаленного стекла толщиной 5,0 мм, закрепленное к проему с помощью резинового профиля.
Двери водителя имеют раздвижную форточку. Для экстренной эвакуации пассажиров в случае аварии имеются аварийные окна, которые выполнены из закаленного безопасного стекла, не имеют форточек и обеспечены специальными молотками для разбивания стекла на случай аварии. Аварийные окна обозначены табличкой АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД.

АВАРИЙНО-ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЛЮК

Аварийно-вентиляционный люк размещен на крыше автобуса Богдан, выполнен из стеклопластика и может открываться с помощью ручек в нужном направлении. В случае аварии люк может быть отброшен полностью путем манипулирования ручками аварийного открывания в направлении, указанном на табличке.

ДВЕРИ

Автобус имеет две пассажирские двери и двери водителя. Пассажирские двери одностворчатые, поворотные с плавающей осью, автоматические, имеют пневмопривод (в А092 - с противозажимным устройством), управляются с рабочего места водителя, что обеспечивает высокий уровень безопасности пассажирских перевозок. Конструкция каркаса створок облегченная, выполнена из стальных труб 40х28х2 мм. Площадь остекления дверей обеспечивает повышенную обзорность. Крепление стекла с помощью резинового профиля.
Внешняя кромка створки имеет резиновый профиль, который делает невозможным случайное защемление частей тела пассажира.
С внутренней стороны над дверями на кожухе механизма привода дверей размещена кнопка аварийного открывания дверей.
С наружной стороны боковины возле дверей под защитной мембраной размещена кнопка аварийного открывания дверей снаружи.
Двери водителя механические, на двух петлях. Каркас выполнен из стальных металлических профилей и облицован снаружи стальной панелью, а изнутри обивкой из АВС пластика.

СИДЕНИЯ ПАССАЖИРСКИЕ (для городской модели автобуса Богдан)

Сидения пассажирские полумягкие с металлическим каркасом. Подушка и спинка - из мягкого материала, обтянуты материалом из специальной ткани, что отвечает требованиям к автомобильным материалам.
Размещение сидений трехрядное, два ряда сидений по левому борту и один ряд по правому. Крепление сидений к боковине и к полу с помощью болтового соединения.

ПОРУЧНИ И ПЕРЕГОРОДКИ

Для удобства стоячих пассажиров в салоне размещены стойки и горизонтальные поручни, выполненные из стальных труб покрытых порошковой эмалью. В зоне подножек размещены поручни для удобства входа и выхода пассажиров.
Рабочее место водителя отгорожено от салона перегородкой.
Ограждающий поручень перед передним сидением обеспечивает безопасность пассажира при внезапном торможении.

МАРШРУТОУКАЗАТЕЛИ автобуса Богдан

Для удобства пассажиров автобус имеет три маршрутоуказателя, выполненные в металлическом корпусе с подсветкой. Они размещены в салоне соответственно, один - сверху справа за ветровым стеклом, второй - снизу за боковым окном возле задних пассажирских дверей, третий – за задним окном сверху.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ НОВОГО АВТОБУСА БОГДАН

Обкаточный период автобуса Богдан является важным этапом эксплуатации, от которого зависит срок службы и надежность работы узлов и агрегатов автобуса. Он составляет 4000 км.
В период обкатки необходимы особенно тщательный уход и выполнение правил техни-ческого обслуживания и эксплуатации автобуса. В этот период происходит приработка трущихся поверхностей, ослабление крепежных соединений, осадка прокладок, поэтому требуется особое внимание к состоянию всех крепежных соединений.
В процессе обкатки необходимо следить за тепловым режимом агрегатов автобуса и проверять наличие и уровень масла во всех агрегатах и узлах в соответствии с картой смазки.
В период обкатки необходимо проводить техническое обслуживание - первое после 500-1000 км, и второе после пробега 3000-4000 км. Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации выполняется в указанных интервалах независимо от условий эксплуатации.

Подготовка нового автобуса Богдан к эксплуатации

Осмотрите аавтобус Богдан и проверьте его комплектность. Снимите с внешних хромированных деталей и ручек кузова антикоррозионные покрытия, протерев детали мягкой тряпкой, смоченной бензином. Подсоедините провод "массы" к отрицательной клемме аккумуляторной батареи. Проверьте наличие масла в двигателе, коробке переключения передач, системе гидроусилителя механизма руля, картере главной передачи заднего моста. При необходимости доведите количество до нормы. Проверьте и доведите до нормы уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, уровень электролита в аккумуляторной батарее.
Заправьте топливный бак дизельным топливом и бачок омывателя стекла водой, или спе-циальной жидкостью. Проверьте затяжку гаек крепления колес. Проверьте давление воздуха в шинах и, при необходимости, доведите до нормы. Проверьте натяжение клиновых приводных ремней вентилятора, генератора, водяного насоса, компрессора. Прогиб натяжения клиновых ремней вентилятора, генератора, водяного насоса, компрессора под усилием 98 Н (10 кг) должен быть 8...12 мм, при необходимости, отрегулируйте натяжение до нормы.
После заправки топливом бака заполните топливом систему двигателя. Прокачайте систему питания топливом двигателя топливо-подкачивающим насосом.
При минусовых температурах в А092 необходимо использовать жидкостный подогреватель. Запустите двигатель.

Пуск двигателя из кабины

Включить стояночный тормоз и убедиться, что коробка передач находится в нейтральном положении.
Вставить ключ в замок, повернуть его в фиксированное положение "LOCK". Включить "массу".
Включить питание приборов, для чего повернуть ключ в фиксированное положение "ACC". Осуществить пуск двигателя стартером, для чего повернуть ключ в нефиксированное положение "START".
С началом работы двигателя немедленно отпустить ключ в фиксированное положение "ON".

Остановка двигателя

Перед остановкой двигатель должен работать в течение 2...3 минут без нагрузки с малой частотой вращения коленчатого вала. Для остановки двигателя необходимо нажать выключатель остановки двигателя на щитке приборов.
Двигатель также можно остановить с помощью системы аварийного выключателя. Для этого нужно нажать аварийный выключатель (при этом также включается аварийная мигающая сигнализация).

Дополнительно

После пуска двигателя и проверки его работы, на малых оборотах коленчатого вала заполните пневматическую систему воздухом и проверьте ее герметичность.
Проверьте работу:
органов управления;
контрольно-измерительных приборов;
рабочего и стояночного тормозов; работу дверных механизмов; приборов освещения, звуковой сигнализации; стеклоочистителя и стеклоомывателя.

Обкатка нового автобуса Богдан

На весь период обкатки автобуса Богдан вводятся такие ограничения: максимальная скорость во время движения автобуса не должна превышать 50 км/ч; автобус должен эксплуатироваться только на дорогах с твердым покрытием; движение автобуса начинать только после прогрева двигателя.
В период обкатки недопустимо перегревание двигателя и его работа с пониженным уровнем масла в картере. После остановки автобуса проверьте степень нагрева ступиц колес, тормозных барабанов и тормозного диска, картера ведущего моста, коробки передач, а при повышенном нагреве убедитесь в наличии масла и смазки в агрегатах и, при необходимости, доведите ее до нормы. Если количество смазки отвечает норме, то выясните причины перегрева и устраните неисправность. В период обкатки постоянно следите за состоянием всех креплений, ослабленные болтовые соединения подтягивайте. Особо внимательно осмотрите крепления сошки руля, картера механизма руля, шаровые пальцы тяг руля, поворотные рычаги, крепление колес. Следите за состоянием соединений трубопроводов. Выявленные течи масла, топлива, охлаждающей жидкости, а также выход воздуха - устраните.
Во время движения автобуса постоянно фиксируйте показания контрольно-измеритель-ных приборов и следите за сигналами контрольных ламп.

Cвоевременно выполняйте техническое обслуживание.

Во время движения автобуса следите за работой всех систем автобуса, состояние которых фиксируется контрольно-измерительными приборами, размещенными на щитке приборов кабины водителя. В случае фиксации неисправности, о чем свидетельствует загорание контрольной лампы данной системы, необходимо устранить выявленный недостаток.
Для нормальной и надежной работы двигателя и других систем используйте те эксплуатационные материалы, которые допускаются руководством по эксплуатации данного изделия.

Вождение автобуса Богдан

Правильное вождение автобуса является важным условием безаварийной работы, увеличения срока службы, снижения расхода топлива и обеспечения высоких технико-экономических показателей.
Начинать движение необходимо только после прогрева двигателя с первой передачи, избегая рывков и резких ускорений. Не следует превышать допустимые скоростные режимы движения. В случае вынужденной остановки примите меры, которые бы исключили возможность скатывания автобуса: включите стояночный тормоз и передачу в коробке передач и подложите противооткатные упоры под колеса.
В процессе движения не держите постоянно ногу на педали сцепления. Движение на подъемах и спусках. Короткие подъемы с хорошим и удобным подъездом следует преодолевать с разгона. Крутые, или затяжные подъемы преодолевайте на понижен-ных передачах. Перед преодолением подъема с места, включите ту передачу в коробке передач, которая обеспечивает движение автобуса на подъеме без дополнительных переключений передач. На спусках скорость движения выдерживайте в зависимости от состояния дороги, длины и кривизны спуска, условий видимости.
При движении запрещается выключать двигатель, потому что при этом не работает гидроусилитель управления рулем и компрессор пневматической системы. Останавливать автобус на подъеме, или спуске не рекомендуется. Движение по скользким дорогам имеет свои особенности. Двигаться по скользкой дороге следует с постоянной скоростью, без резких торможений и ускорений, избегая переключения передач, выбирая для движения ту передачу, которая обеспечивает устойчивый режим движения. Притормаживайте плавно, не выключая сцепления, не допуская блокирования колес. На автобусе А09201 в случае заноса, не выключая сцепления, плавно уменьшите подачу топлива, одновременно поворачивая руль в сторону заноса.
На автобусе Богдпн для предотвращения заноса установлена система ABS. Движение в условиях плохой видимости. При движении во время тумана, дождя, снегопада, а также по узким дорогам с крутыми поворотами в темное время суток, включите габаритные фонари и противотуманные фары. Низкое расположение противотуманных фар улучшает освещение дороги в таких условиях.
Движение автобуса с неисправным гидроусилителем управления рулем не допускается. Если вышел из строя гидроусилитель, необходимо вернуться в автотранспортное предприятие, или в мастерскую на ремонт.
На первой передаче автобус допускается разгонять до скорости не более 15 км/ч, на второй - до 20 км/ч, на третьей - до 35 км/ч, на четвертой - до 60 км/ч, на пятой до - 90 км/ч, на шестой – до 110 км/ч, при движении задним ходом - до 10 км/ч.
Переключать передачи следует плавно перемещая рычаг и выключая сцепление. Необходимо плавно увеличивать давление на рычаг до полного выключения. Если не удается включить передачу при трогании с места, необходимо повторно включить сцепление и опять включить передачу. Для включения прямой передачи во время движения накатом нажмите на педаль подачи топлива с целью выравнивания угловых скоростей первичного и вторичного валов коробки передач, а потом включите передачу.
Передачу заднего хода включайте только после полной остановки автобуса. Когда с возростанием нагрузки происходит снижение частоты вращения коленчатого вала двигателя, не допускайте ее снижения ниже 1200 мин-1 во избежание перегрузки двигателя. В этом случае своевременно переключайтесь на пониженную передачу. Избегайте длительной работы двигателя с полной подачей топлива. Максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя выбирайте ниже максимальной, установленной регулятором. Длительная работа с максимальной частотой вращения приводит к повышенному износу деталей двигателя.
Давление масла в системе смазки:
на холостом ходу - 80...170 кПа (0,9...1,9 кг/см2);
при номинальных оборотах коленчатого вала - 400...550 кПа (4,4...6,2 кг/см2).
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть 87...95 С.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ автобуса Богдан

Техническое обслуживание автобуса является планово-профилактическим мероприятием, предназначенным для поддержания автобуса в исправном состоянии.
Периодичность технического обслуживания зависит от пробега автобуса. Соблюдение периодичности и качественное выполнение технического обслуживания в полном объеме - главное условие обеспечения высокой технической готовности, безотказности и длительного срока службы автобуса.

Техническое обслуживание автобуса делится на такие этапы: техническое обслуживание в начальный период эксплуатации; техническое обслуживание в основной период эксплуатации. В начальный период эксплуатации выполняются такие виды обслуживания:

  • ежедневное (ЕО);
  • техническое обслуживание в интервале первых 500-1000 км пробега (ТО-1000);
  • техническое обслуживание в интервале первых 3000-4000 км пробега (ТО-4000).

В основной период эксплуатации выполняются такие виды обслуживания:

  • ежедневное (ЕО);
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2);
  • сезонное техническое обслуживание (СТО).

Основное назначение технических обслуживаний автобуса в начальный период эксплуатации ТО-1000 и ТО-4000 - предупреждение появления неисправностей в начальный период эксплуатации. В этот период происходит интенсивная приработка деталей механизмов, поэтому выполнять работы по техническому обслуживанию необходимо особенно тщательно. Основным назначением ТО-1, ТО-2 и СТО есть выявление и предупреждение неисправностей своевременным выполнением контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочно-очистительных работ. Периодичность технического обслуживания в зависимости от категории условий эксплуатации в основной период.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОБУСА БОГДАН

Ежедневное обслуживание

При необходимости помойте автобус снаружи и уберите в салоне.

Проверьте:

  • состояние зеркал заднего вида, стекол окон, дверей, сидений, подножек, пола;
  • состояние и работу световой и звуковой сигнализации, приборов освещения, стеклоочистителя и стеклоомывателя;
  • работу системы отопления;
  • состояние основы кузова, подвески, тяг руля, карданной передачи;
  • состояние привода рулевого управления (герметичность гидропривода, люфт руля);
  • герметичность тормозной системы;
  • герметичность привода сцепления, пневмосистемы, систем питания топливом, смазки, охлаждения двигателя, выпуска газов;
  • состояние колес и шин;
  • натяжение приводных ремней.
  • затяжку контргаек рулевой трапеции и контргаек рычагов пассажирских дверей.


Проверьте и доведите до нормы:

  • уровень масла в картере двигателя;
  • уровень жидкости в системе охлаждения;
  • уровень жидкости в бачке стеклоомывателя.
  • По окончании работы слейте конденсат из ресиверов.

Техническое обслуживание ТО-1000

Выполните операции ежедневного технического обслуживания.
Проверьте:

  • надежность крепления жгутов электропроводки;
  • плотность и уровень электролита в аккумуляторных батареях;
  • состояние регуляторов уровня пола;
  • состояние подшипников ступиц колес;
  • состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, стяжных пружин, тормозных дисков;


Подтяните крепление:

  • масляного фильтра двигателя;
  • выпускных коллекторов;
  • фильтроэлемента воздушного фильтра в корпусе;
  • фланцев приемных труб глушителя;
  • рычагов тяг привода управления коробкой передач;
  • фланцев карданного вала;
  • тормозных щитов;
  • сошки руля;
  • стремянок рессор;
  • штанг направляющих устройств подвески;
  • пневмобаллонов подвески;
  • гаек амортизаторов;
  • гаек колес;
  • пневматических аппаратов;
  • клемм проводов к выводам аккумуляторных батарей;
  • генератора, стартера, фар;
  • брызговиков;
  • стеклоочистителей;
  • кронштейнов зеркал заднего вида;
  • стяжных болтов хомутов шлангов на патрубках системы охлаждения и отопления;
  • пассажирских сидений.


Отрегулируйте:

  • натяжение приводных ремней;
  • свободный ход педали сцепления;
  • продольный наклон шкворня;
  • положение подвески относительно кузова;
  • давление в шинах.

Техническое обслуживание ТО-4000

Выполните операции ежедневного технического обслуживания и операции ТО-1000.
Подтяните крепление:

  • опор силового агрегата;
  • картера сцепления к двигателю;
  • картера коробки передач;
  • гаек фланца главной передачи;
  • регуляторов уровня пола;
  • пальцев тяг руля.


Отрегулируйте:

  • положение педалей тормоза, сцепления и подачи топлива относительно пола;
  • световой поток фар.


Замените:

  • фильтрующие элементы очистки масла и очистки топлива согласно инструкции двигателя.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Вымыть автобус снаружи, изнутри и снизу.
Проверьте:

  • состояние кузова, его покраски;
  • состояние стекол зеркал заднего вида, состояние номерных знаков;
  • работу контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, стеклоомывателей;
  • герметичность системы смазки, системы питания, пневмосистемы, системы охлаждения, трубопроводов гидроусилителя руля и сцепления;
  • исправность рабочей и стояночной тормозных систем;
  • состояние и работу системы внешнего и внутреннего освещения, звуковой и световой сигнализации.


Устраните выявленные несправности.
Подтяните крепление:

  • гаек колес; коробки передач;
  • насоса гидроусилителя руля и компрессора;
  • стремянок рессор;
  • штанг направляющих устройств подвески;
  • пневмобаллонов подвески;
  • гаек подвески;
  • топливного бака и топливопроводов;
  • сидений салона;
  • картера рулевого механизма;
  • пальцев тяг руля;
  • клемм генератора и стартера.


Проверьте и отрегулируйте:

  • состояние и работу привода управления двигателем;
  • схождение передних колес;
  • свободный ход педалей сцепления и тормоза;
  • световой поток фар;
  • давление в шинах

. Доведите до нормы:

  • уровень жидкости в системе охлаждения; сцепления и тормозов
  • уровень електролита в аккумуляторных батареях.


Проверьте работу агрегатов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов авто-буса на посту диагностики или на ходу.
Устраните выявленные неисправности.

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

При ТО-2 выполняются работы первого технического обслуживания и дополнительно нижеперечисленные работы.
Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы.
Проверьте:

  • работу оттягивающих пружин педали сцепления и рычага вала включения сцепления;
  • состояние и работу механизма переключения передач;
  • герметичность коробки перелач;
  • люфт в шарнирах и шлицах карданного вала;
  • герметичность картера главной передачи и ступиц заднего моста;
  • люфт в подшипниках главной передачи;
  • состояние амортизаторов и пневмобаллонов подвески;
  • шплинтования гаек шаровых пальцев, сошки руля, рычагов поворотных кулаков;
  • люфт в шарнирах тяг руля;
  • шарниры карданного вала руля;
  • состояние шкворневых соединений (при вывешенных колесах);
  • работоспособность тормозной системы;
  • состояние электропроводки, крепления соединительных колодок, выключателя "массы", привода спидометра, датчиков, фонарей;
  • состояние сидений;
  • работу системы отопления, вентиляции;
  • степень загрязненности аккумуляторных батарей, плотность и уровень электролита;
  • состояние защитных покрытий основы кузова.


Устраните выявленные неисправности.
Подтяните крепление:

  • опор крепления двигателя;
  • расширительного бачка системы охлаждения;
  • радиатора системы охлаждения;
  • масляного картера двигателя;
  • фланцев карданного вала;
  • картера механизма руля и сошки на валу;
  • тормозных щитов.


Проверьте и отрегулируйте:

  • необходимые зазоры в системе двигателя;
  • свободный ход толкателя поршня главного цилиндра и свободный ход рычага вилки выключения сцепления;
  • механизм переключения передач;
  • свободный ход руля;
  • подшипники ступиц передних колес;
  • положение педалей сцепления и тормоза;
  • регуляторы уровня пола;
  • положение подвески относительно кузова.


Выполните смазочные и очистительные работы силового агрегата согласно инструкции. Проверьте работу агрегатов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов автобуса на посту диагностики или на ходу.
Устраните выявленные неисправности.

Сезонное техническое обслуживания (СТО)

Сезонное техническое обслуживание выполняется два раза в год, весной и осенью, при очередном ТО-2. При этом кроме работ, которые выполняются при ТО-2, дополнительно выполняются работы перечисленные ниже.
Контрольно-диагностические и регулировочные работы.
Проверьте:

  • состояние и работу щеточного узла, подшипников, крепление шпилек и гаек генерато-ра, сняв его с автобуса;
  • один раз в год проверяйте работу генератора на стенде;
  • состояние подушек двигателя;
  • степень заряженности элементов аккумуляторных батарей под нагрузкой.
  • При необходимости снимите батареи для подзарядки и ремонта;

состояние тормозных барабанов и дисков, колодок, накладок, пружин (при снятых ступицах);

  • напряжение в цепи электропитания при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя;

работу электромагнитов;
Подтяните крепление:

  • отопителей;
  • фланцев карданного вала.


Выполните смазочные и очистительные работы, проверьте и отрегулируйте системы двигателя согласно инструкции.
Дополните и замените масла согласно карте смазки.

Сопутствующий и текущий ремонт

Вместе с техническим обслуживанием, при необходимости могут выполняться операции сопутствующего и текущегого ремонта.
Во время выполнения сопутствуюшего и текущего ремонта возможна замена перечисленных ниже узлов и деталей.
Двигатель и его системы:

  • подушки опор;
  • прокладки фланца входной трубы глушителя, крышек головок цилиндров, поддона картера двигателя;
  • топливний насос высокого давления;
  • форсунки;
  • глушитель и трубы глушителя;
  • приводной ремень (водяного насоса, генератора);
  • сливной кран системы охлаждения.


Карданная передача и задний мост:

  • карданный вал в сборе;
  • фланец ведущей шестерни заднего моста;
  • гайка крепления фланца ведущей шестерни заднего моста.

Рулевое управление:

  • тяги руля в сборе;
  • сошка;
  • шаровые пальцы;


Подвеска:

  • амортизаторы; баллоны пневматической подвески; регулятор положения кузова.


Тормоза и ступицы:

  • сальник ступицы колеса;
  • подшипник ступицы колеса;
  • тормозные колодки в сборе;
  • торомозные барабаны в сборе со ступицами;
  • тормозные диски в сборе со ступицами;
  • стяжные пружины;
  • шланги (тормозной системы, системы охлаждения, гидроусилителя);
  • трубопроводы тормозной системы.


Электрооборудование и приборы:

  • генератор, стартер; аккумуляторная батарея; электропровода;
  • электролампочки в приборах освещения и сигнализации;
  • переключатель света комбинированный;
  • оптические элементы фар в сборе;
  • подфарники, задние фонари в сборе;
  • датчики;
  • переключатели и выключатели;
  • блоки предохранителей;
  • элементы осветительной арматуры салона и кабины водителя;
  • стеклоочистители в сборе.


Кузов:

  • каркасы сидений в зависимости от категории условий эксплуатации в основной период.